Итоги прошлого года для северо-западных российских портов оказались довольно противоречивыми. В нынешнем году отечественные грузовые гавани должны реализовать продуманную стратегию выживания среди конкурентов.
Статистика оборота груза в портах
Согласно сведениям Ассоциации морских российских портов, по результатам прошлого года в портах Балтики объем перевозки грузов повысился до 230 миллионов тонн, из них количество сухих грузов составило 88 миллионов тонн, а все остальные грузы были наливными. Поднялся объем перевозки грузов на территории портов Усть-Луга и Приморска. При этом был снижен оборот товаров Большого порта в Санкт-Петербурге и Калининграде. Оборот груза в порту Высоцка остался примерно на том же уровне.
Операторы морских терминалов бассейна Арктики погрузили 35 миллионов тонн груза, что больше на 1 процент, по сравнению с 2014 годом. Объем перевозок сухих грузов упал до 25 миллионов тонн, а наливных поднялся и составил чуть более 10 миллионов тонн. Грузовой оборот Мурманского порта также поднялся на 1 процент. Объем переправы грузов в Архангельске снизился до 4 миллионов тонн, практически на 10 процентов.
В целом статистика северо-западных портов не очень отличается от статистике по всей России. Однако оборот грузов морских российских портов за 2015 год увеличился почти на 6 процентов, по сравнению с предыдущим годом и в целом составил более 676 миллионов тонн.
Балтийские порты
Если рассматривать конкретно порты Балтики, то они больше всего пострадали от падения оборота грузов контейнерного типа. На это есть обоснованные причины – нестабильность валютного рынка, режим санкций привели к тому, что импортные товары подорожали, из-за чего в России спрос на них упал. Если учесть, что грузовые гавани Балтики традиционно считаются дверьми в страну, на них данные тенденции отразились более ощутимо.
Следует отметить, что приблизительно на такую же величину упал контейнерный оборот в период кризиса 2009 года. Как видно из данных исследовательского агентства, контейнерный оборот в балтийских портах в прошлом году упал на 29 процентов и составил почти 2 миллиона TEU.
Временные трудности
Как самые крупные северо-западные порты собираются развиваться и выживать в новых условиях, особенно при учете отсутствия изменений в макроэкономике? К примеру, петербургская компания будет концентрироваться на мероприятиях, направленных на усиление конкурентоспособности. Планируется реализация проектов по совершенствованию производственных технологий, запуску мотивационной систем выдачи премий и обновлению техники. Все это даст возможность сохранить клиентов со стабильным потоком грузов и привлечь новые объемы товаров.
Морской порт рассчитывает получить положительную динамику за счет дополнительного объема новых грузовых потоков и генеральных грузов. В нынешнем году будет увеличена перевалка черных металлов за счет увеличения объема поставок продукции.
Экспедирование грузов |
Таможенное обслуживание |
Реализация товара со склада |
Складирование и хранение грузов |
Другие услуги |